Благородная цель
...Для Эразма не существовало никакой моральной, никакой неодолимой пропасти между Иисусом и Сократом, между христианским учением и античной мудростью, между благочестием и нравственностью. Язычников он — священнослужитель — с терпимостью принимал в свое духовное царствие небесное и по-братски помещал рядом с отцами церкви. Философия — для него такая же чистая форма богоискательства, как и теология, к христианскому небу обращал он взор с не меньшей верой и восхищением, чем к греческому Олимпу.
Ренессанс с его избытком чувственных наслаждений казался ему не врагом Реформации, как Кальвину и другим фанатикам, а ее вольным братом. Не связавший себя ни с одной страной и родной всюду, первый гражданин мира и европеец, он не признавал никакого превосходства одной нации перед другой, а так как его сердце оценивало все народы единственно по их благороднейшим и сформировавшимся умам, по их элите, все они казались ему достойными любви.
Объединить этих выдающихся мыслителей всех стран, рас и сословий в единый великий Союз — такой благородной цели он решил посвятить свою жизнь... Эразм и его последователи считали, что прогресс человечества будет осуществляться путем просвещения, и надеялись, что из отдельных личностей удастся воспитать общество при помощи массового распространения образования, творчества, литературы.