Личная трагедия Эразма

...Время укрепляло его мысли о европейском единении в духе гуманизма, потому что великие открытия и изобретения наступающего нового столетия, обновление наук и искусств в духе Ренессанса уже давно стали общенациональными переживаниями всей Европы. Впервые после бесконечных тяжких лет западный мир внушил к себе доверие мыслящим людям, и из всех стран хлынули лучшие идеалистические силы гуманизма.

Каждый хотел сделаться гражданином, гражданином мира в этом государстве культуры. Императоры и папы, князья и священники, артисты и политические деятели, юноши и женщины состязались в знании искусств и наук, латынь была их общим братским языком, первым эсперанто душ. Впервые со времен падения римской цивилизации благодаря республике ученых Эразма снова возникла общеевропейская цивилизация. Впервые не тщеславие одной нации, а благо всего человечества руководило братством идеалистов.

Личная трагедия Эразма заключалась в том, что именно он, самый нефанатичный, самый антифанатичный из всех людей, оказался в стороне как раз в то мгновение, когда наднациональная идея впервые победоносно озарила Европу, при одной из неистовейших вспышек национально-религиозных массовых страстей, известных истории...