Реальный Фауст
Реальный Фауст превратился в мифическую фигуру. Для пас не имеет значения, что в сложившейся легенде имеется фактическое основание. Важен не живой Фауст, а тот, каким его увидело народное сознание,— Фауст-миф, в котором отразилась не судьба отдельного выдающегося человека, а целое движение мысли и творчества.
Мифическое сознание не всегда подчиняется законам логики, оно очень своеобразно отражает реальность. Это можно увидеть и в легенде о Фаусте. Написанная с целью осуждения, она тем не менее дала живое и по-своему увлекательное изображение искателя истины, стремившегося сделать знание средством удовлетворения титанических желании.
Миф о Фаусте воплощал возможности для художественной постановки важнейших научных и духовных проблем конца XVIII — начала XIX века. Глубокую емкость мифа почувствовал не один Гете, но именно он исчерпал миф о Фаусте до предела.
Фауст живет в настоящем, но посредством символического действия он свой и в другие эпохи. И мыслями, и духовным опытом он тоже принадлежит не только XVI веку, как мы в этом легко убедимся. Поэтому принадлежность Фауста одному историческому периоду — условна. Он живет во все времена и поприще его действия — весь мир.
Когда начинается действие трагедии, за плечами Фауста долгая жизнь; он появляется перед нами в критический момент своего интеллектуального развития.
Драма начинается необыкновенно длинным монологом (130 стихотворных строк). Подобное начало создал в своей «Трагической истории доктора Фауста» Марло. Его переняли авторы немецких кукольных пьес. Так как пьесы были комическими, то уже первые слова Фауста вызывали у зрителей смех.