Образ ткацкого челнока
Дух Земли воплощает не только метаморфозы природы, но и присущую ей полярность явлений, их противоположность. В этом сложном поэтическом образе, основанном на явлениях, знаменующих движение стихий природы, слышится определенный ритм, и Гете не оставляет нас в неведении — это ритм челнока в ткацком станке, движущегося из стороны в сторону. Образ ткацкого челнока не раз встречается в поэзии Гете. Видимо, он наиболее полно выражал идею смены явлений. Живая одежда божества, которая ткется на этом станке,— природа.
Нет ли противоречия между понятием о вечном движении природы и образом ткацкого станка, все время остающегося на одном и том же месте, хотя челнок его движется? Противоречие есть, и Гете не пытается его снять, он даже не сглаживает это противоречие. Именно так мыслится ему бытие природы.
Фауст полон жажды познать природу. Он стремится к ней и поэтому не только чувствует свое родство с Духом Земли, но даже считает себя равным ему. Однако Дух опровергает его высокое мнение о себе:
Ты близок лишь тому, кого ты постигаешь.
В иерархии духов Дух Земли занимает более низкое место, чем дух макрокосма. Понимая, что ему не тягаться с силами вселенной, Фауст думал, что с более низким духом он сможет вступить в прямое общение. Но и этот дух оказался намного превосходящим силы и возможности человека.
Обновлено Сен212011