Сюзанна Клетенберг
Сюзанна Клетенберг устроила у себя алхимическую лабораторию. Гете последовал ее примеру и устроил в мансарде родительского дома лабораторию, где производил опыты по указаниям книг алхимиков.
Когда Гете писал первую сцену «Фауста», ему не понадобилось специально изучать сочинения о магии и алхимии.
Кроме названных выше, он читал уже в молодости «Небесные тайны» шведского мистика Эммануэля Сведенборга (1688—1772), «Пророчества» французского астролога Нострадама (1503—1566), но, по мнению новейших исследователей, из числа разных сочинений такого рода в наибольшей степени отразилось в «Фаусте» знакомство Гете с книгой Георга фон Веллинга (1652—1727) «Магия, кабалистика и теософия», второе издание которой сохранилось в личной библиотеке поэта в Ваймаре.
В магии своеобразно сочетались черты идеализма, мистики и волюнтаризма с крохами научных познаний, уже добытых в то время. Верившие в магию исходили из принципа единства всей материи. Все предметы состоят из мелких частиц, соединенных в определенном порядке, но этот порядок можно изменить, если знать тайну сочетания элементов. Тайна же заключалась в том, что природа населена духами, у каждого из которых свой знак, символ. Магии известны эти знаки. С их помощью можно вызвать заклинанием любого духа и добиваться от него помощи.
О таких знаках Гете вычитал у Нострадама и Веллинга. Его не смутило то, что исторический Фауст сочинений этих авторов не мог читать, так как они вышли в свет уже после его гибели. Но подобного рода анахронизмы вполне естественны для «Фауста», где время действия — вечность.
Обновлено Сен212011