Драма Фауста

Надо было обладать умом Гете, чтобы придать этой истории глубочайший философский смысл. Надо было обладать таким художественным дарованием, чтобы сделать образы Фауста, Мефистофеля и Маргариты живыми для всего человечества. Надо было обладать таким поэтическим даром, чтобы облечь всю жизненную драму Фауста в стихи беспримерной силы и красоты.

Каждая из названных выше обработок легенды о Фаусте имела свои интересные черты. Были обработки сюжета и после Гете. Но только один «Фауст» Гете оказался тем произведением, которое сделало историю героя поистине общечеловеческой и бессмертной, сделало ее мифом нового времени.

 

Миф — это образное, картинное, символическое изображение явлений жизни. В сказочной, подчас фантастической форме он отражает то, что было в действительности. Это факт, получивший красочную, поэтическую обработку. Реальное сочетается в нем с вымыслом, но вымысел этот не произволен. В усложненной, иногда в затуманенной форме, а нередко в сознательно измененном виде миф запечатлевает важные стороны жизни в наглядной, образной форме, обладающей внутренним единством.

Миф создается не одним человеком, а сознанием целого коллектива; он переходит из поколения в поколение, несколько изменяясь. При этом в частностях иногда возникают противоречия.

Перемены в сознании человечества приводят к новому пониманию и толкованию традиционных мифических образов. Мифы несут в себе разные пласты смысла, завещанные сменяющими друг друга периодами истории с соответствующей каждому из них форме сознания.

 

Обновлено Май272011