Фауст обращается к магии

Итак, Фауст обращается к магии. Именно она должна освежить его после сухой и бесплодной книжной науки. Для этого необходимы энтузиазм, полная отдача душевных сил. Фаусту вообще присуща способность целиком отдаваться избранному делу.

Так же как раньше он без остатка посвятил себя науке, так теперь его душа полна веры в чудеса магии. Ему достаточно открыть книгу Нострадама и увидеть магический знак макрокосма, чтобы прийти в восторг от предчувствия, что он приближается к тайне тайн. Знак макрокосма — не ключ к какой-то одной частной истине: он символ всего огромного мира, что и означают древнегреческие корни этого слова.

Как же рисуется Фаусту вселенная? Конечно, он пришел к магии с запасом определенных знаний. Фауст хорошо знает, что с древних времен существовало учение о гармоническом устройстве мира. Уже пифагорейцы учили этому в Древней Греции. Христианство переиначило учение о гармонии мира на свой лад. Его восприняли также сторонники магии; даже рационалистическая философия XVII—XVIII веков верила в гармоническое устройство мироздания, как это можно видеть и у английского поэта-мыслителя Александра Попа (1688—1744) и немецкого философа Г. В. Лейбница (1646—1716).

Фауст рисует картину этой дивной гармонии. Но его терзает горькое сознание, что сам оп оказался вне пределов вечного круговорота вселенной, в стороне от природы. Его главное желание — войти в ее лоно, слиться с ней, чтобы постигнуть ее изнутри.