Разочарование Гете
Мы бы этим удовлетворились, если бы автор из своей движущейся материи на наших глазах построил мир. Но он, видимо, так же мало знал природу, как и мы, ибо, твердо установив некоторые основные понятия, тотчас же забывал о них, чтобы превратить то, что выше природы, или высшую природу в природе, в природу материальную, тяжелую, правда, подвижную, но расплывчатую и бесформенную, полагая, что этим достигает очень многого. Эта неудовлетворенность современной наукой и философией характерна для Гете в период, когда он замыслил «Фауста».
Таким образом, на разочарование Фауста в схоластике накладывается и разочарование самого Гете в крайностях рационализма и в механицизме просветительного материализма XVIII века. Перед нами, следовательно, не только историческая драма о духовном кризисе XVI столетия, но и драма мысли, современной Гете. Именно это объясняет ту глубокую духовную потрясенность, которая ощущается в речах Фауста. Его разочарования сродни переживаниям Гете, хотя, естественно, они не тождественны.
Вернемся к «Фаусту». Разочаровавшись в бесплодной, схоластической науке, Фауст решил обратиться к магии. Он хочет вызвать духа, чтобы тот открыл ему «тайну бытия». Фауст жаждет понять «вселенной внутреннюю связь», постичь «все сущее в основе». Он надеется достичь этого не новым долголетним изучением, а мгновенно, при помощи духа.