Тяга людей магии
Отвергая догмы католической религии, многие гуманисты отнюдь еще не отказывались от представления о том, что ход жизни определяют сверхъестественные силы. Когда они стали возрождать античную культуру, то вместе с ней вернули к жизни забытые философские и мистические идеи древних, в частности учения, в которых природа рассматривается как таинство, постижение которого обычными земными средствами невозможно.
Сам путь к постижению тайн природы также является будто бы таинственным. Высшая мудрость — в тайном слове или знаке, являющемся ключом к загадкам мироздания. Два обстоятельства обусловили особую тягу людей Возрождения к магии; с одной стороны, отсутствие научных и технических средств для изучения природы, с другой — страстное нетерпение, жажда быстрого и немедленного ответа на загадки жизни.
Люди слишком хорошо знали, что жизнь коротка, и стремились за свое недолгое земное существование все узнать, все постигнуть и всем насладиться.
Смельчаки, подобные Парацельсу и Фаусту, готовы были пожертвовать «спасением души», лишь бы достичь цели. Немецкий историк философии Куно Фишер указал еще на одну особенность обращения людей Возрождения к магии. В средние века католическая религия всегда оставляла грешникам возможность возврата па путь истинный.
Протестантская религия, утвердившаяся в Германии в результате реформации церкви, проявила большую суровость: она не снимала с человека ответственности и отменила «отпущение грехов».