Вагнер - гуманист
Вагнер уже обрел самостоятельность. Фауст утверждает, что «ключ мудрости не на страницах книг», а Вагнер настаивает на своем: для него великая радость — изучать прошлое, оно помогает ему понять, как далеко паука ушла с тех пор вперед.
Не согласны они и в том, что составляет путь знания. Фауст и Вагнер представляют два разных направления мысли. Это выявлено Гете в самом начале их беседы.
Вагнер позволил себе войти в кабинет Фауста в неурочный ночной час, потому что ему показалось, будто его учитель декламирует греческую трагедию. Вагнер явно страстный поклонник античной поэзии, и это свидетельствует о его большой культуре. Преклонение Вагнера перед классической древностью — черта гораздо более важная, чем может показаться на первый взгляд.
Современный немецкий знаток творчества Гете Эрих Трунц справедливо определил Вагнера как гуманиста в том узком смысле, какой это понятие имело в эпоху Возрождения: он изучает литературные памятники, в первую очередь античные. Наибольший интерес представляют для него грамматика и риторика. В эпоху Возрождения именно таких ученых и называли гуманистами. Смысл этого определения становится яснее, если вспомнить, что в средние века главным предметом знания считалось богословие — Studia divina (по-латыни: наука о божественном).