Великий стилист нового времени
Эразм, первый великий стилист нового времени, умел, подмигивая и подмаргивая, нашептывать явно еретические истины, опасный мятежник, разящий без опаски, маскируясь то в мантию ученого, то в наспех накинутый камзол шута, он под самым носом цензуры умудрялся с гениальной свободой и неподражаемой ловкостью публиковать самые рискованные сочинения.
За десятую долю того, что Эразм говорил своему веку в отважных творениях, многие всходили на костер, так как грубо выкрикивали это; его же книги с большим почетом принимали папы и князья церкви, короли и герцоги и даже награждали его за них званиями и подношениями. С выдающимся литературным мастерством он так упаковывает взрывчатку Реформации, что ему удается контрабандно протащить ее в монастыри и княжеские дворцы.
Им начинается — везде он был пролагателем новых путей — искусство политической литературы со всей ее шкалой от поэзии до сатирического памфлета, крылатое искусство зажигающего слова, которое потом у Вольтера, Гейне и Ницше великолепно поражает насмешкой все светские и церковные авторитеты, а для господствующего строя всегда опаснее открытого грубого напора тяжелодумов.