ИсследованияБенедетто Кроче
Вагнер отнюдь не глуп. Но какая огромная разница между ним и Фаустом! Один — весь порыв, безудержное и нетерпеливое стремление вперед, другой — терпеливый, трудолюбивый и кропотливый кабинетный ученый; он чувствует себя вполне уютно в четырех стенах. А Фаусту уже опостылела его рабочая комната, оп рвется уйти из нее.
В критике твердо установилось мнение, что Вагнер — схоласт, типичный представитель мертвого знания, но у Вагнера нашелся неожиданный защитник — выдающийся итальянский философ XX века Бенедетто Кроче. Он признает, что по сравнению с Фаустом Вагнер как ученый и человек во многом ограничен. Но Гете, и в этом надо согласиться с Кроче, изображает Вагнера отнюдь не как сатирическую фигуру педанта.
Гете создает живой и объективный образ. Его Вагнер не сухой догматик, а человек, жаждущий подлинного знания. Он энтузиаст науки.
Человек, так любящий науку, отнюдь не безнадежен. Вагнер — энтузиаст книжного знания, верящий в его всемогущество. Во второй части «Фауста» показано, что он отнюдь не лишен творческого начала. Вагнер любит беседовать с Фаустом. Но если исследователь Кроче и прав, находя человечные черты в Вагнере, он все же неточен, утверждая, будто Вагнер смотрит в рот Фаусту и ловит каждое его слово. Достаточно вернуться к их беседе, чтобы заметить, как почти всякое утверждение учителя Вагнер более или менее открыто опровергает.