На грани самоубийства
И все же после ухода Вагнера прежние мысли возвращаются к Фаусту и он опять с горечью сознает, что напрасно мнил себя «подобьем божества», тогда как на самом деле он всего лишь не знающий своего удела человек.
Что такое его жизнь и жизнь других? Люди сами вредят себе, они не способны возвыситься над мелкими повседневными интересами. Во втором монологе Фауста есть мотивы, заставляющие почувствовать, как тяготила самого Гете окружавшая его убогая повседневность.
Фауст клеймит способность человека оправдывать свое бездействие, трусость, но н сам испытывает приступ страшной слабости. Он изверился в себе, в человеке вообще, ибо все пороки, которые он в нем находит, относит не столько к другим, сколько в первую очередь к себе. Он понимает окончательно, как смешна была его претензия считать себя подобным божеству. Теперь Фауст знает, что подобен червяку, ползающему в пыли, которого легко может раздавить любой случайный прохожий.
Все вокруг — прах, все тленно, и сам человек — тоже. Отчаяние Фауста достигает высшего предела: жизнь кажется ему бессмысленной, он не видит иного выхода из тупика, кроме самоубийства. Но, помня только что сказанное самим Фаустом о способности человека находить оправдание собственной слабости, мы понимаем: намерение покончить с собой не есть решение всех вопросов, поднятых самим же Фаустом, а уход от них.