Жажда знания
В своей поэтической мечтательности Фауст предстает по-новому. Он — человек, одержимый жаждой знания. Такие люди существовали во все эпохи. Недаром, однако, образ ученого, горящего желанием понять мир, появляется в литературе впервые в эпоху Возрождения. XVI, XVII, XVIII века отмечены таким быстрым развитием философской мысли и научного естествознания, какого мир не знал со времен античной Греции.
Гете был сыном века, который уже современники называли эпохой разума и просвещения. По сравнению с двумя предшествующими столетиями образование заметно демократизировалось. Ни в одну из предшествующих эпох знание не стало такой широкой общественной потребностью, как в XVIII веке. Гете был напоен воздухом эпохи, великим памятником которой стал свод всех достигнутых человечеством знаний — «Энциклопедия» Дидро и Даламбера.
Люди XVIII века сделали важное открытие — наука не должна существовать ради самой себя. Ее цель — служить людям. Знание ценно только тогда, когда оно помогает улучшать жизнь.
Фауст в этом отношении сочетает черты человека XVI и XVIII веков, когда этот великий принцип был провозглашен великими деятелями пауки. Фауст XVI века изверился в средневековой схоластике, в науках, бывших всего лишь служанками богословия. Исторический Фауст в этом отношении разделял взгляд многих передовых людей своего времени. Гете мог понять его, ибо сам пережил подобное разочарование, отличавшееся, однако, от умонастроения людей XVI века.
Обновлено Май222011